Урок русского языка по теме:
«Обобщение и закрепление знаний по теме глагол»
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания о глаголах.
Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.
Личностные умения.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Предметные умения:
Писать предложение с глаголам.
Писать слова с известными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить сообщения в устной и письменной форме.
Оборудование: иллюстрация теремка, животных, реки, скалы, гномика; интерактивная доска, компьютер.
ХОД УРОКА.
Доброе утро! Начат день!
Много в класс пришло гостей
С ними будет нам теплей.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своею довольны остались,
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
- Приглашаю вас в круг знакомства. Давайте возьмем друг друга за руки, улыбнемся друг другу, и пожелаем друг другу удачи на уроке. Я надеюсь, что у нас всё получится. А сейчас давайте все вместе поиграем в игру "АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ" Все в мире состоит из атомов. Но один атом маленький и незаметный. Чтобы веселей было жить, атомы объединяются в молекулы. В разных молекулах атомов бывает разное число. Например, в молекуле воды их три, а в молекуле кислорода – два.
Для младших детей можно упростить эту подвижную игру. Попеременно подаются команды «Атомы!» и «Молекулы!», не уточняя, сколько детей должно объединяться в группы. Скорее всего, дети будут группироваться парами. Чтобы дети не выбирали все время одних и тех же партнеров, можно поставить условие, что молекулы должны быть все время разные.
- Ребята, а чтоб урок у нас получился интересным и запоминающимся, мы совершим небольшое путешествие по стране Знаний. А проведёт нас по ней весёлый гномик.
Сказочная волшебная музыка. Звук леса (СЛАЙД 1)
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Давайте вспомним кто-же живёт в теремочке.
(Петух, медведь, лисица, лягушка, заяц )
(1 ученик у доски объясняет правописание слов)
- Ребята, как одним словом можно назвать всех жителей теремка? (животные)
- Это новое словарное слово, с которым мы познакомимся.
У вас на столе лежит карточка с лексическим значением этого слова.
Прочитайте.
Животные – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться.
- Давайте подберём однокоренные слова к слову животное
(Живность, животина)
Старославянское слово "животное" - было образовано от слова "живот" - "жизнь", жить.
- На какой вопрос отвечает слово жить?
- К какой части речи относится это слово?
- Сегодня на уроке мы закрепим полученные вами знания по теме глагол.
Что же такое глагол? (СЛАЙД 2)
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать?, Что сделать?, Что будет делать?)
- А знаете ли вы, что в зоопарк города Сочи привезли молодую пару гепардов. Эти животные считаются самыми быстрыми наземными хищниками в мире. И ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЭТИ ЖИВОТНЫЕ В НЕВОЛЕ ПРИВЕЛИ ПОТОМСТВО.
-Давайте запишем предложение со словом гепард.
Гепард живёт в зоопарке.
- Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
- Чем является глагол в предложении? (сказуемым)
А)Единственное и множественное число глаголов.
- Ребята мы подошли с вами к ручейку. (СЛАЙД 3)
- Что делает ручеёк? (СЛАЙД 4)
Журчит
Течёт
Звенит
Струится
Бежит
Блестит
Сияет
Разговаривает
Переливается
Смеётся
- А в реку вливаются множество ручейков. Что они делают?
Выберите 5 глаголов, которые вам понравились больше всего и напротив этого слова в карточке запишите, что будут делать несколько ручейков.
(самост. работа)
- Давайте проверим нашу работу (СЛАЙД 4)
- Делаем вывод. Как изменяется глагол? (по числам)
Физкультминутка.
А теперь давайте подвигаемся, потанцуем
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
- Ребята, что вы сейчас делали?
(Мы выполняли действия)
- Как называются слова, обозначающие действия?
( Глаголы)
Б). Проверь себя
- Ребята мы подошли к пещере. Чтобы её пройти необходимо выполнить задания.
Задание 1. Работа в парах
- Возьмите карточку. Прочитайте задание.
- Что поможет вам правильно выполнить это задание. (словарь антонимов стр. 141)
- Найдите антонимы к данным глаголам. Запиши пары слов.
Мириться – ссориться
Встречать – провожать
Говорить – молчать
Помогать – мешать
Бежать- стоять
Радоваться-грустить
Задание 2. Работа вгруппах
- Подберите к каждому глаголу однокоренное слово – имя существительное.
(словарь на стр. – 139.) (СЛАЙД 5)
- Заполни таблицу, продолжив высказывание. В зелёную рамку впишите что общего между именем существительным и глаголом.
|
Существительное Обозначает… Отвечает на вопросы… Чем является в предложении…
|
|
Глагол Обозначает… Отвечает на вопросы… Чем является в предложении… |
|
Часть речи Изменяется по числам
|
Горевать – горе Светить – свет Цветут – цвет, цветок
Задание 3. Работа с учебником
Стр. 85 №7
- Прочитайте предложения. В каком из них глагол употреблён в переносном значении?
Сияют звёзды. Глаза сияют.
- Когда у человека глаза сияют?
- Какие чувства испытывает человек. Обратимся к словарю чувств.
В). НЕ с глаголом
- Ребята, что происходит с природой весной? (птицы- прилетают, поют песни, выводят птенцов; животные - просыпаются, приводят детёнышей; деревья – распускают листья, появляется трава, цветы и т.д.) Для того чтобы не нарушить гармонию природы давайте составим правила, поведения в природе. (СЛАЙД 6)
НЕ рвать, не ломать, не шуметь, не разорять, не сорить.
- Запишите только те глаголы, которые вы запомнили.
- Какое правило, мы повторяли? (частица НЕ с глаголом пишется раздельно)
Давайте подведем итог нашего урока. Заполним таблицу. (СЛАЙД 7)
|
глагол |
|
Роль в предложении
сказуемое |
|
изменяется
по числам по родам |
|
обозначает
действие предметов
|
|
Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? |
|
Правописание с частицей не
раздельное |
- Закончите предложение
*Я узнал на уроке…
*Мне было интересно потому, что…
*Меня удивило…
*Я сделала вывод, что…
Гному понравилось с нами путешествовать. А вам? Довольны ли вы своей работой. Дорисуйте
Придумайте и запишите в тетради 3 предложения о весне и подчеркните глаголы.
- Спасибо за урок!
Приложение 1.
Животные – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться.
Словарь чувств
|
Восторга Восхищения Красоты Любви Обиды
|
Разочарования Сопереживания Сострадания Страха Стыда
|
Тревоги Уважения Уверенности Огорчения Ожидания
|
Приложение 2.
|
КАРТОЧКА – 2
Задание: Найдите антонимы к данным глаголам. Запиши пары слов.
Мириться – Встречать – Говорить – Помогать – Бежать- Радоваться- |
КАРТОЧКА – 2
Задание: Найдите антонимы к данным глаголам. Запиши пары слов.
Мириться – Встречать – Говорить – Помогать – Бежать- Радоваться- |
КАРТОЧКА – 2
Задание: Найдите антонимы к данным глаголам. Запиши пары слов.
Мириться – Встречать – Говорить – Помогать – Бежать- Радоваться- |
Приложение 3
|
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
|
|
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
КАРТОЧКА - 1 Журчит – Течёт – Звенит – Струится – Бежит – Блестит – Разговаривает – Переливается – Смеётся – |
|
Приложение 4
Посмотреть новость на сайте учреждения