Меню KDT

БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ

введите текст

ОБРАЗОВАННАЯ СТРАНА

bilim land

block2_eop.png?_=1495530586
<

 ВЫБОР 

введите текст

«Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Урок литературы в 6 классе

Байкадамова Айнажан Сабитовна,

учитель русского языка и литературы

Семипольской средней школы

района Шал акына

Северо-Казахстанской области

 

 

Цель урока: формирование  морально-нравственных качеств у  подростков.

Задачи:

  1. определить тематическое и идейное содержание рассказа,

показать мастерство писателя в изображении картин природы и интерьера, их связь с идеей произведения;

раскрыть образ главной героини;

  1. воспитывать чувство ответственности, долга перед матерями, осознание важности заботы о самом дорогом человеке, несмотря на повседневные заботы, чувство нетерпимости к равнодушию, беспамятству;
  2. развивать умение логически мыслить, выделять из множества проблем главную, учить диагностировать и корректировать свои знания.

           

Тип урока: урок изучения нового материала;   

 

Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные;     

 

Методы обучения:  словесный, наглядный, проблемно-поисковый, ИКТ.

           

Приёмы: «мозговой штурм», ранжирование, диагностика, корректировка знаний;                       «денотатный граф», словесное иллюстрирование, подбор ассоциаций;

 

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, магнитофон.

 

 

 

 

 

                                                                                          Самозабвенная и бескорыстная

                                                                                      любовь матери - что есть высокого

                                                                                      и благородного, чем это чувство?

                                                                                      Оно обязывает нас, детей человеческих,

                                                                                      жить по самому строгому и высокому

                                                                                      кодексу совести.

                                                                                      Все мы в долгу перед нашими матерями.

 

Чингиз Айтматов

 

 

  1. Эмоциональный настрой (звучит мелодия)

      -Представьте себе, что вы бежите по яркой зеленой поляне, утопая в нежных цветах, и вас заботливо подхватывают ласковые руки родного человека-Мамы. Какие чувства Вы испытаете? Расскажите.

 

  1. Вступительное слово

      «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе». Эти слова К.Г. Паустовского сбылись. Он действительно оставил такую память своими произведениями. Рассказ «Телеграмма» входит в главу «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза». Что означает выражение «зарубки на сердце»? Об этом нам поможет рассказать «Справочное бюро».

 

Справочное бюро: Зарубка- 1.Отметка рубящим орудием на чем-нибудь. Зарубка на                                                       дереве;

  1.                              Перен., то, что запомнилось надолго и крепко. Зарубка в                                                 памяти.

«Зарубки на сердце» - это то, что оставило неизгладимый, болезненный след в душе, на сердце. О каких зарубках идет речь, мы скажем в конце урока.

 

  • Работа над эпиграфом.

Составление денотатного графа.

 

Любовь

 

Что делает?

Обязывает жить

 

Есть что? Чувство

 

 

       
     
 
 

Вывод

Все мы в долгу перед нашими матерями

 

 


Чья?

Матери

Какое?

Высокое и благородное

 

          

 

 

 

 

 

 

  1. «Мозговой штурм»- определение тем рассказа
  1. Тема старости и одиночества
  2.  Тема беспамятства, безразличия, равнодушия.
  3. Взаимоотношение матери и дочери.
  4.  Неискупимая вина перед матерью.
  5. Настоящая доброта. Какая она?
  6. Тема нравственности и безнравственности, человечности и бесчеловечности.

      Ранжирование тем.

 

  1. Диагностика знаний по прочитанному произведению.
  1. Перечислите героев рассказа (Тихон, Настя, Катерина Петровна, Тимофеев, Манюшка).
  2. Где и когда происходит действие? (Заборье, Ленинград, октябрь).
  3. Кем был отец Катерины Петровны?  (Художником).
  4. Какие картины висели на стенах в доме Катерины Петровны? (Портрет отца и эскиз к картине «Неизвестная» Крамского)
  5. Чьи похороны еще девочкой видела Катерина Петровна? (В. Гюго)

 Корректировка знаний.

 

  1. Словесное иллюстрирование

        -Опишите пейзаж и  интерьер дома (Звучит тихая музыка)

«Октябрь холодный, ненастный. Крыши почернели. Спутанная трава полегла. Тащились, цеплялись тучи. Назойливо сыпался дождь. По дорогам ни пройти, ни проехать».

        «Нетопленные печи, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар, сумрачно, картины потускнели от времени».

         -Как  связаны описание пейзажа, интерьера и героиня рассказа Катерина Петровна?

         Жизнь Катерины Петровны  такая же холодная, темная, безрадостная, одинокая. Кто виновен в этом?- Настя, дочь Катерины Петровны. Именно ее мы будем сегодня судить.

 

  • «Суд совести»

 

           Судья.- Сегодня на нашем заседании слушается дело Анастасии Семеновны, которая обвиняется в равнодушии, черствости по отношению к матери. Она бросила свою старую мать, которая нуждалась в помощи, но, так и не дождавшись ее от дочери, умерла.

           Для лучшего понимания ситуации, для ее прояснения мы приглашаем свидетелей. Итак, приглашается Тихон, сторож при пожарном сарае.

 

          Тихон.- Еще мальчишкой знал я отца Катерины Петровны, художника, который в старости вернулся из Петербурга и построил сад, дом. Я помогал Катерине Петровне из жалости. Она  никогда не рассказывала о дочери, хотя она целый день перебирала бумаги в сумочке. Это были письма Насти, фотографии. Я, как мог, пытался помочь Катерине Петровне. Даже отправил от имени Насти телеграмму Катерине Петровне, желая ее успокоить. Но она сразу поняла все. Даже мне, чужому человеку, было жаль эту старушку. Как могла так поступить с ней её родная дочь?

 

Судья: Следующим приглашается Василий, почтальон

        

Василий (почтальон).- Я плохо знал Катерину Петровну и совсем не знаю ее дочь. Один раз в два-три месяца Настя высылала деньги-200 рублей. И когда я уходил, видел, что Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках и плакала. Ведь не деньги были нужны Катерине Петровне, а любовь и забота её дочери.  Эта женщина была такая деликатная, интеллигентная. Мне было ее очень жаль.

 

Справочное бюро: Екатерина - чистая, непорочная.

 

Судья: Пригласите в зал девочку, которая ухаживала за Катериной Петровной.

       

   Манюшка (соседская девочка). - Мы соседи с Катериной Петровной. Она очень добрая, всегда что-нибудь дарила. Я помогала по хозяйству. О Насте она думала все дни и ночи. Давала перечитывать по нескольку раз слова Насти на почтовом переводе. Слова были одни и те же: «Столько дел, что нет времени не то, что приехать, но и написать настоящее письмо».

 

Судья: Слово художнику Тимофееву    

 

  Тимофеев (молодой художник).- Анастасия Семеновна – прекрасный, добрый человек. Она очень многое делает для начинающих талантов. Например,  организовала выставку моих работ. Все заговорили о моих работах. И все это благодаря Анастасии Семеновне. Мы все называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

 

Справочное бюро. Сольвейг- солнечный путь.

 

        Судья.- Мы выслушали свидетелей. А теперь слово обвиняемой, дочери умершей старушки.

 

       Настя.- Я работаю секретарем в Союзе художников, Устройство выставок, конкурсов - все проходит через мои руки. Мне было просто некогда приехать. Каждое письмо для меня было безмолвным укором. Когда пришла телеграмма о болезни мамы, я даже сначала не поняла, что речь идет о ней. Тем более это происходило в неподходящий момент - во время выставки. И только скульптура Гоголя помогла мне осознать свою вину перед мамой. Он словно знал меня насквозь, смотрел с упреком, насмешливо, как бы говоря: «Эх ты, сорока, пустельга».

Справочное бюро. Пустельга- 1.Птица семейства соколиных.

                                                     2.Пустой, легкомысленный человек.

        Я вспомнила слова мамы: «Ненаглядная моя!» Я вдруг поняла, что меня никто так не любил, как эта брошенная мною старушка. Но было слишком поздно. Я опоздала на похороны.

 

        Судья.- Слово прокурору. Но по мере выступления прокурора и адвоката вы, господа присяжные (ученики), должны отметить достоинства и недостатки Анастасии Семеновны, то есть должны будете определить понятия нравственность и безнравственность.

Справочное бюро.- Нравственность - правила поведения человека.

 

       Прокурор.- Анастасия Семеновна обвиняется  в преступлении, которое она совершила по отношению к матери. В Конституции, нашем основном законе, записано: «Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей являются обязанностью их совершеннолетних детей».

       Даже в Библии сказано: «Чти отца своего и матерь твою, и долголетен будешь на земле».

      Настя нарушила и государственный закон, и библейскую заповедь, и просто человеческое правило: бросила собственную мать, человека, который так беззаветно любил свою дочь. Катерина Петровна даже пыталась оправдать перед Тихоном, Манюшкой бессердечие Насти. Получив письмо матери, дочь  так и не поехала. Только черствый, бездушный человек способен на это.

 

      Адвокат.- Действительно ли Настя такая бессердечная?

  • В Союз художников не могли взять любого человека. Значит, Настя обладала такими качествами, как трудолюбие, добросовестность, умение выполнять работу. Большая самоотдача, терпение и упорство  характерны для Насти. Она помогала художнику, потому что понимала, что он очень талантлив.
  • Она высылала деньги. Разве это не забота? А кто в наше напряженное время пишет письма? Ведь Настя живёт в большом городе, где всегда не хватает времени.
  • Да, Настя ошибалась порой. Но кому несвойственно ошибаться? Она нашла в себе мужество признать свои ошибки. В ней пробудилась совесть, душа.

            Справочное бюро. Настя – «воскрешающая». Воскресить- возродить утраченное, забытое.

          Совесть всю жизнь будет терзать душу Насти. Так стоит ли наказывать человека, который сам себя уже наказал?!

          Судья. Уважаемые присяжные!

Что такое совесть?

          Присяжные:

  • Признание вины
  • Самоконтроль человека
  • Стыд. Неловкость

 

          Решение присяжных

 

  • Подбор ассоциативных понятий

 

Нравственность:                                                                             Безнравственность:

человечность                                                                                    бесчеловечность

любовь                                                                                              черствость

милосердие                                                                                       одиночество

ответственность                                                                               ложь

совесть                                                                                              лицемерие

внимание                                                                                          бездушие

понимание

 

  1. Пословицы о человечности, о матери.

 

Сын вечно спешит – мать вечно провожает.

Родичей много, а мать одна.

Материнская молитва со дна моря поднимает.

 

  1. Обобщение. Смысл названия темы урока и названия  рассказа.

- Передайте «зарубки», т.е. памятки в виде телеграмм, которые вы хотели бы отправить всем нам. О чём вы хотели бы нас предупредить?

 

Вывод: равнодушие к маме медленно убивает её. Сегодня мы придем домой, заглянем маме в  глаза, скажем ей добрые и тёплые слова. Все мы в долгу перед нашими матерями.

 

  1. XI. Стихотворение Р.Гамзатова

Любим тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной, опорой твоей.

Мне грустно, мама, больно, мама,

Я пленник глупой суеты,

И моего вниманья мало

Так в жизни чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,

Куда-то мчусь, но вдруг опять

Забьется сердце, неужели

Я начал маму забывать?

 

  1. Домашнее задание

 

  • Вы копирайтеры (составители рекламы). Нарисуйте обложку к рассказу.
  • Конкурсный художественный пересказ одного из эпизодов рассказа.

 

  • Подведение итогов.

Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь