Открытый урок на тему: Основные классы неорганических соединении
Образовательные: в занимательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, химических свойствах основных классов неорганических соединений, классификации и взаимопревращении веществ.
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, развивать способность к развитию логического мышления; уметь устанавливать взаимосвязь веществ.
Воспитательная: развивать умение работать творчески, дать каждому ученику возможность достичь успеха.
Комплексная дидактическая цель:
Знать:1)классы неорганических соединений
2) классификацию оксидов, кислот, оснований, солей.
3) способы получения
4) химические свойства
5) генетическую связь между классами.
Уметь:1) распознавать химические формулы разных классов
2) составлять уравнения химических реакций
3) определять валентность в сложных веществах
4) объяснять сущность реакции нейтрализации
Учиться:1) работать в группе
2) распределять время на решение заданий
3) осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
4) соотносить результат с целью
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
1) Ориентировочно-мотивационный
2) Актуализация знаний , целеполагание
3) Обобщение и систематизация изученного материала
4) Подведение итогов
5) Домашнее задание
6)Рефлексия
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесные ( беседа, рассказ), наглядные (демонстрация),практические (эксперимент)
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, маркеры, таблички с названиями классов веществ, дидактические карточки с заданиями.
Реактивы: раствор соляной кислоты, стакан с водой, стеклянная трубка, оксид кальция.
Ход урока
I.Ориентировочно-мотивационный этап
Отгадываем тему урока. Начать урок я хочу с китайской пословицы: я слышу – я забываю, я вижу –я запоминаю, я делаю – я понимаю.
Ребята вам задание: подумать, подходят ли эти слова для нашего урока.
Чтобы ответить на это, отгадайте загадки:
1) Назовите вещества, которые получаются при горении различных веществ в кислороде? (оксиды)
2) К какому классу относится вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду? (кислота)
3) К какому классу относится вещество, которое окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? (основание)
4) К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в разные цвета, и лишь одно из них имеет соленый вкус? (соли).
Сложные неорганические вещества
оксиды основания кислоты соли
Дайте определение: оксид, основание, кислота, соль.
Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал Сенека « Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
II.Актуализация знаний, целеполагание
Урок будет не совсем обычный, он пройдет в виде соревнования. Пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений.
Чтобы вам было интереснее, будем работать в группах. А сейчас вас ждет небольшой сюрприз. Посмотрите, с нижней стороны вашей парты находится листочек, прочтите. (На прикрепленных листочках написаны названия классов)
Займите свои места за столами: «оксиды», «кислоты», «основания», «соли» (таблички).
Ответы команд будут оцениваться при помощи цветных карточек. За «отлично» ответ команда получает красную карточку; «хорошо» – зеленую карточку; «удовлетворительно» - синюю (по сумме карточек будут подводиться итоги).
Итак, начнем. Работать будем по плану:
1.Распределение веществ по классам.
2.Классификация и номенклатура.
3.Химические свойства.
4.Применение.
5.Генетическая связь.
III. Обобщение и систематизация изученного материала
1 задание: Работа по УДК (учебно-дидактической карточке)
Распределите по классам неорганических соединений вещества вашего варианта и назовите их.
|
Варианты |
||||
|
№ |
I |
II |
III |
IV |
|
1. |
CO2 |
K2O |
H2CO3 |
NaNO3 |
|
2. |
Ca3(PO4)2 |
HCl |
BaCl2 |
H2O |
|
3. |
Ca(OH)2 |
KOH |
Ba(OH)2 |
NaOH |
|
4. |
H2SO4 |
K2SO4 |
BaO |
HNO3 |
2 задание: Классифицировать вещества с использованием техники «Рыбья кость» и дать им названия.
Дополнительные вопросы:
Оксиды.1. Как можно определить характер оксида?
Основания.1. Как можно определить характер основания?
2.Какие основания относятся к растворимым, нерастворимым, амфотерным? примеры.
Кислоты.1. По какому признаку классифицируются кислоты?
2.Приведите примеры одноосновной, двухосновной, трехосновной кислот.
3.Приведите примеры кислородсодержащей и безкислородсодержащей кислот.
Соли.1.На какие классы делятся соли?
2.Приведите примеры средней, кислой и основной солей?
После выполнения заданий – классификация на интерактивной доске.
Оксиды
Солеобразующие Несолеобразующие
Основные Кислотные Амфотерные NO , CO
Основания
Растворимые Нерастворимые Амфотерные
Кислоты
Кислородсодержащие Бескислородные
Одноосновные Одноосновные
Двухосновные Двухосновные Трехосновные
3 задание: Закончить схемы уравнений реакций, указать их типы, расставить коэффициенты.
1 группа :1)СаО + Н2О= 2) MgO + H2 SO4 = 3)BaO + SiO2 = 4) ZnO + H2SO4= 5)ZnO+NaOH=
2 группа: 1)NaOH +SiO2 = 2) NaOH + H2SO4= 3) Fe(OH)3 = 4) AI(OH)3 +HCI= 5) NaOH+FeCI3 =
3 группа: 1)Mg +HCI= 2)FeO +HCI= 3)Ca(OH)2 +HNO3= 4)Na2CO3 +HCI= 5)ZnO +NaOH=
4 группа: 1)Zn + Hg(NO3)2 = 2) CuCI2 +NaOH = 3)CuSO4 +H2S= 4)CaCI2+Na2CO3= 5) CaCO3=
Валеологическая минутка
Игра «Соответствие движению»
|
Класс соединений |
действие |
|
Кислота |
Правая рука |
|
Основание |
Левая рука |
|
Кислородный оксид |
Правое ухо |
|
Основной оксид |
Левое ухо |
|
Соль |
Хлопок |
Са(ОН)2 , N2O5, H3PO4, Mg(NO3)2, Cu(ОН)2 , Na2O, H2SO4, AgCl
4 задание: Сделать обзор применения веществ данного класса из представителей выбрать одно жизненно необходимое вещество, аргументировать. (Т.Б. при работе с кислотами, основаниями. Раздаются плакаты, маркеры, составление кластера) - 5минут
Защита плаката.
5.задание:Генетическая связь ( демонстрация опыта)
Составить генетический ряд кальция записать уравнения реакций.
1)CaO +H2O= Ca(OH)2
2) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 +H2O CO2
3) CaCO3 + HCI = CaCI2 + H2CO3 H2O
Учитель: можно ли провести резкую границу между всеми классами неорганических соединений?
Ответ: Нет. Все понятия: «оксид», «кислота», «соль», «основание» образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи. Из одного класса веществ можно получить другое, такие взаимопревращения называются генетической связью.
Преодолев все задания, мы подводим итог нашего урока.
Сегодня мы обобщили и углубили знания по теме «Основные классы неорганических соединений». Эти знания пригодятся вам в жизни.
Подсчет карточек, подведение итогов, выставление оценок.
Д/з подготовка к контрольной работе.
V.Рефлексия : Ответьте на вопросы: 1. Мне было комфортно на уроке
Посмотреть новость на сайте учреждения